Литературные приёмы автора

 Христианские ресурсы!                                                                       

Литературные приёмы автора                                                              

 
 

Введение

Следующим важным шагом в изучении, шагом справедливым по отношению ко всем литературным жанрам Писания, является распознание так называемых основных литературных приемов авторов. Для простоты лучше всего сразу сказать, о чем здесь пойдет речь. Мы постараемся ради краткости выделить основные ПЯТЬ литературных приемов авторов. Подобно пяти пальцам на руке, мы говорим о ПЯТИ основных приемах, помогающим точнее определить мысль и значение изучаемой части Библейского текста: 1) выделение, 2) повторение, 3) соотношения, 4) сравнения и 5) контрасты.

Безусловно, несмотря на всю неординарность терминологии, многие без явного усилия смогут распознать подобное за то, что, по крайней мере, уже однажды встречалось в таком известном деле и составляет основу всем известного Индуктивного Метода Изучения Библии, в сущности, прекрасного начального курса по изучению Писания.

Вряд ли изучение литературных стилей, используемых практически каждым автором, может претендовать на уникальность. Дело все в том, что в этом природа нашего общения, проявляющее себя часто неосознанно. Каждый из нас, при передачи особенной информации усиливает важность передаваемого воспользовавшись одним или несколькими подобными приемами. Литературные приемы – это то, что помогает нам передавать наши мысли и при этом быть уверенными, что нас правильно поймут.

Вспомните для примера те случаи из жизни, когда вы учились и вам нужны были деньги (советские рублики). Вы должны были написать письмо своим родителям и в этом письме действительно показать слабость своего материального положения. Каким приемом вы будете пользоваться? Другими словами, каким образом вы захотите показать свое отчаянное положение?

Основные литературные приемы автора

Таким же образом и Библейские авторы пользуются определенными литературными приемами для того, чтобы ЯСНО и ОТЧЕТЛИВО передать свои мысли. Наиболее простой вариант классификации литературных приемов Библейских авторов был предложен Хендриксом в книге Жить по Книге (как всегда полная информация по книге прилагается в библиографии). Он разбивает все на следующие категории:

Литературные стили

определение

примеры

Выделения

события, которые выделены (занимают много места, утверждения цели, выводы)

Быт 12-50 (история патриархов), Ин 2:1-12(ударение на факт проявления веры учеников после знамения)

Повторения

повторение включает в себя повторение терминов, фраз и выражений, типологию (сходство в различных аспектах)

Ин 3:1-8 (повторение термина рождение как существительных, так и глаголов), Мф 4:1-11 (повторение - типология поведение Иисуса в пустыне (40 дней) и Израиля

Соотношения

выяснение взаимоотношений внутри параграфа: 1) от общего к частному, 2) вопросы и ответы и 3) причинно-следственный связи

Мф 6:1 (дела праведности делятся на три группы: молитва, даяния и пост), Рим 6:1, 7:1, 7,13 (вопросы и ответы), наличие союзов (ибо, итак, посему и т.д) обычно указывает на существование ПРСЛ связи

Сравнения

существование двух основных типов сравнений: подобия и метафоры. Подобия отличаются от метафор использованием слова (как или подобно).

Метафоры: Ин 14:6 (Я есмь путь и истина и жизнь), Сравнения: Мф 13:24, 31, 33 (Царство Небесное подобно).

Контрасты

в отличии от сравнений, указывают на различие (противоположность) героев или концепций.

Ин 1 (свет и тьма, мир и дети Божьи, не видел и явил), Ин 3 (суд и спасение, смерть и жизнь, осуждение и вечная жизнь).

 

 

Закрепление материала (Практические задания)

В приведенных ниже ссылках постарайтесь найти основные литературные стили автора:

1) выделения (Ин 2:1-12, 3:16-21, 4:46-54, Деян 2:36-47, 6:1-7, 9:23-31),

2) повторения (Мф 5:1-11),

3) соотношения (Мф 7:1-2,7-8, 28-29. 8:8-9, Ин 3:15-17,33-34 и 1Ин 1-2, 2:15-16. Рим 3:1-10),

4) сравнения (Мф 5:13-14). Какие это сравнения: подобия или метафоры? Посмотрите также и в Евангелие от Иоанна 6:48-51, Псалом 41:1,

5) контрасты н 3:16-21, Рим 5:12-21).

 

Примеры изучения

Пример №1: Проведение наблюдений на примере Марка 1:14-20

Общая структура повествования (естественное разделение)

Особые Пять наблюдений/ № стихов

Тип

Начало: ст 14-15 служение Иисуса в Галилее – проповедь Евангелия о пришествии Царства Божьего и необходимости покаяния

Основная часть (завершение): ст 16-20.

 

А) призвание Андрея и Симона ст 16-18

Б) призвание Иакова и Иоанна ст 19-20

 

Объяснение: Ибо (ст 16), того что Андрей и Петр были рыболовами,

 

Выделения

Повторение фраз:

- “Царствие Божие, Евангелие” ст 14-15,

- “он увидел, . . . брата его” ст 16 и 19,

- “сказал или . . . призвал” ст 17 и 20,

- “ и они оставивши . . . последовали за Ним” ст 17 и 20,

- “сети, тотчас”

 

 

Повторения

Причина и следствие: Иисус видит, призывает и его ученики, оставляя все, следуют за ним.

 

Соотношения

 

 

Сравнения

Что-либо приособо-особенное от автора

Ст 16 Проходя . . увидел . .

Брата его, . . сети

Ст 19 прошед . . . увидел . . брата. . . сети

Ст 17 сказал: идите за мною

Ст 20 и тотчас призвал их

Контраст: Ловцы рыбы (сети для рыбы) и ловцы человеков

 

Контрасты

Ст 18 И тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

Ст 20 и они оставивши отца своего, последовали за ним

Пример №2: Мк 1:40-45 Излечение прокаженного

Общая структура повествования (естественное разделение)

Особые Пять наблюдений/ № стихов

Тип

Начало: ст 40 (а)

- появление прокаженного

Основная часть: ст 40 (б)-45 (а)

- просьба ст 40 б,

- излечение ст 41-42,

- повеление Иисуса ст 43-44,,

- поведение прокаженного ст 45 а,

Завершение: 45 (б)

- Иисус не смог явно войти в город и оставался во вне.

Объяснение: ст 45 (так что) Иисус не мог уже явно войти в город, - объясняет то, к чему привело провозглашение прокаженного

 

Выделения

 

 

Повторения

Причина и следствие:

1) Иисус возжелал излечения и прокаженный исцелился

2) Прокаженный рассказал, Иисус не мог войти

 

 

Соотношения

 

 

 

 

Сравнения

Особенности отрывка (Если есть)

Относительно героев:

- прокаженный: отчаянность положения, ст 40,

- Иисус: милосердие ст 41,

строгость при повелении ст 43.

Относительно событий:

- то, насколько быстро сошла проказа ст 41.

 

Контраст:

между повелением Иисуса

и

поведением прокаженного

 

Контрасты

Заключения:

1)полезно знать, что не каждый литературный прием может быть обнаружен в

    тексте,

    2)одни наблюдения более важные чем другие, и требуется время для осознания того, что

      по настоящему есть важная деталь в тексте,

      3)наконец, помните, что конечная цель проведения работы - это определение основной идеи

      изучаемого параграфа.

      Hosted by uCoz