Новость

 Христианские ресурсы!                                                                       

Новость

 
 

Естественный патриотизм

 

Вышел из печати седьмой вестник актуальных прогнозов «Россия: третье тысячелетие». По сложившейся традиции он не поступает в свободную продажу, а рассылается руководителям федеральных органов, законодательных собраний, губернаторам, политической и деловой элите страны, в СМИ, в посольства иностранных государств. Мы предлагаем вам статью из рубрики «Духовная карта России: страна многих вер». Эта рубрика инициирована Администрацией Президента Российской Федерации в рамках программы формирования в обществе толерантного сознания. 

Одним из распространенных заблуждений, бытующих в массовом сознании, является уверенность в том, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни. 

11 января 1813 года в Санкт-Петербурге в доме князя А. Н. Голицына состоялось открытие Российского Библейского общества... Президентом был избран князь Голицын. Император Александр I принял на себя звание почетного члена общества и пожертвовал в его пользу двадцать пять тысяч рублей единовременно, а затем вносил по десять тысяч рублей ежегодно.



Председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской, сопредседатель Консультативного совета протестантских организаций епископ Сергей Ряховский 


Вестник «Россия: третье тысячелетие» 

         В последнее время стало модным рассматривать историю становления России с точки зрения межцивилизационных контактов евразийских народов. Однако, несмотря на популярность так называемого «цивилизационного анализа», он вряд ли применим для объяснения сложных и многофакторных процессов, происходящих в религиозной жизни. 
         Действительно, рассуждая с позиций диалога цивилизаций, мы вынуждены применять такие общие понятия, как «христианский», «исламский», «буддистский» или, например, «индуистский», не различая граней и оттенков, существующих внутри каждого из этих понятий. 
         А ведь именно в этих оттенках и заключена суть религиозного мировоззрения, особенности его влияния на народы. Когда же речь идет о «христианстве», тем более применительно к России, то различение его направлений и течений особенно важно. 
         Евангельское движение, основанное на желании верующих самостоятельно, без посредничества представителей священнического сословия, разбираться в Священном Писании, могло быть поддержано только теми, кто умел и читать, и писать. То есть изначально являлось уделом грамотных сословий, коих в истории Руси было не так уж много. Мы можем выделить три основных – аристократия, купечество и духовенство. 
         Аристократия, являющаяся опорой Империи, была традиционно связана с духовенством через господствующую Православную церковь, долгое время настаивавшую на единственности официального вероисповедания для российских христиан. Самостоятельность духовных поисков, вне контроля официальных структур, не поощрялась. 
         Евангельское движение уже в силу этого было оппозиционно господствующей идеологии и по духу своему глубоко демократично. Именно стремление к самостоятельности духовных поисков является важнейшим признаком интеллигентности. Купеческое сословие и разночинцы, в среде которых были распространены старообрядческие (позднее – протестантские) воззрения, явились основой для формирования слоя российской демократической интеллигенции, изначально стоявшей на выстраданных ею позициях веротерпимости. 
         И это можно считать самым серьезным и весомым вкладом евангельского движения (во всех его проявлениях) в становление России. 
         Евангелизм – национальная русская традиция. 
         Одним из распространенных заблуждений, бытующих в массовом сознании, является уверенность в том, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни, что оно генетически связано исключительно с западным протестантизмом. Это мнение заставляет кое-кого смотреть на российских евангельских христиан как на продукт деятельности неких «западных миссионеров». 
         Подобный подход ошибочен. Евангельское движение имеет глубокие национально-исторические корни, уходящие в глубины русской национальной психологии и ментальности. 
         История русского евангельского движения включает в себя деятельность стригольников во второй половине XIV-XV вв., новгородско-московское раннеевангельское реформационно-гуманистическое учение конца XV – начала XVI вв., проповедь Нила Сорского и его последователей – нестяжателей… Церковный собор 1504 года сделал невозможным открытое евангельское движение на Руси – его итогом был запрет русским христианам самостоятельно, без посредничества официальной церкви, изучать Священное Писание. Однако через 150-200 лет районы распространения учения нестяжателей (заволжский север и земли, примыкающие к Белому морю) станут оплотом наиболее упорных старообрядцев – беспоповцев, от которых произойдут духоборы, молокане и другие раннеевангельские движения. 
         Российское евангельское движение в его ранних, а впоследствии и в зрелых формах – это одно из массовых проявлений духа религиозных исканий, опирающегося на идеи и принципы первоначального христианства и берущего их в том виде, в каком они представлены в Священном Писании. 
         Важной вехой евангельского просвещения России стал первый перевод Нового Завета, а затем и всей Библии на русский язык. 
         11 января 1813 года в Санкт-Петербурге в доме князя А. Н. Голицына состоялось открытие Российского Библейского общества. В его деятельности принимали участие представители нескольких христианских вероисповеданий. Общество имело своей целью издание и распространение Библии на разных языках, «без всяких истолкований, примечаний и рассуждений». Президентом был избран князь Голицын. Император Александр I принял на себя звание почетного члена общества и пожертвовал в его пользу двадцать пять тысяч рублей единовременно, а затем вносил по десять тысяч рублей ежегодно. В общество вступили и некоторые русские генералы, которые позволили снабжать солдат Библиями. К 1822 году был завершен перевод Нового Завета на современный русский язык, и силами общества были напечатаны и разосланы десятки тысяч его экземпляров. 
         Полный перевод Библии и ее издание осуществились только к 1876 году. Возможность читать Священное Писание на понятном языке побудило многих людей России обратиться к вере в Бога и не только верить сердцем, но и распространять евангельское учение через проповедь. 
         Среди последовавших евангельскому учению были как люди простого сословия, так и весьма знатные: граф Корф, князья Пашковы, князья Голицыны и Трубецкие, Чертковы, Гагарины, Ливен и многие другие. Протестантские церкви активно работали в области милосердия и благотворительности, открывая детские приюты, ночлежки, благотворительные столовые для бездомных. Было учреждено общество сестер милосердия и попечителей пенитенциарных учреждений. Во дворцах дворянства и в домах простых людей, в столице и по всей России проходили евангельские богослужения, и церкви постоянно росли. 
         После революционных событий 1917 года, несмотря на провозглашенный большевиками лозунг «Религия – опиум для народа», евангельское движение в России продолжало расти. Общины евангельских христиан существовали не только в городах, но и в небольших деревнях по всей территории России. К 1928 году в нашей стране было организовано 50 евангельских союзов. Среди разрухи и голода при церквях создавались сельскохозяйственные кооперативы, общеобразовательные и конфессиональные учебные заведения, приюты для престарелых и сирот, издавались собственные газеты и журналы. 
         К сожалению, последовавшие за этим сталинские репрессии поставили вне закона и практически лишили прав к существованию как Русскую православную церковь, так и российских евангельских христиан. 
         Новый этап в развитии протестантско-евангельского движения, пожалуй, начинается с 1989 года – провозглашенная демократия и утвержденная Конституцией свобода совести и вероисповедания воистину позволили возродиться протестантизму в России. Закон Российской Федерации «О свободе совести, вероисповедания в религиозных объединениях» утвердил права граждан иметь и распространять свои религиозные убеждения, а также равенство всех официально зарегистрированных религиозных объединений перед законом. По официальным данным на ноябрь 2002 года, протестанты по количеству зарегистрированных церквей вышли на второе место, следуя за РПЦ в четырех из семи Федеральных округов и уступая Исламу лишь в двух (Приволжском и Южном, то есть в зонах исторического расселения мусульман). 
         В 1995 году был возрожден Российский Союз христиан веры евангельской «Церковь Божия», позднее переименованный в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), в состав которого входят 12 ассоциаций, объединяющих более тысячи евангельских церквей по всей России. Идя по пути Консолидации Российского евангельского движения, в феврале 2002 года по инициативе четырех протестантских союзов: РОСХВЕ, Союза христиан веры евангельской России, Российского союза евангельских христиан-баптистов, Западно-Российского союза Церкви христиан-адвентистов седьмого дня был учрежден Консультативный совет глав протестантских Церквей России (КСГПЦР). Названные союзы объединяют около 85% всех российских протестантов. Каждый из них более 50 лет работает на территории России, имеет глубокие исторические корни, в каждом состоит не менее, чем 1000 общин. Кроме того, представители этих союзов входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и в Комиссию при Правительстве РФ по вопросам религиозных объединений, возглавляемую Валентиной Матвиенко. Все вышеперечисленные факторы учитывались при выборе участников Консультативного совета. Мы хотели, чтобы он сразу приобрел определенный политический вес в диалоге с властью и другими конфессиями. 
         Одна из первостепенных задач, стоящая перед Советом, - это участие в строительстве толерантного многоконфессионального общества, содействие примирению конфессий и религий в России, восстановление нравственных и духовных ценностей, материального уровня жизни граждан. Кое-что уже сделано, но многое остается пока в планах. Первой акцией был молитвенный завтрак в гостинице «Мариотт». На нем присутствовали представители Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Государственной Думы, различных конфессий. Молитвенные завтраки – это мировая протестантская практика… Несмотря на то, что мы стараемся не смешивать нашу работу с политикой, невольно она присутствовать будет, поскольку наступивший год – год выборов в Думу. Политика затрагивает всю жизнь человека, и мы не можем оставаться от нее в стороне. От государства отделена Церковь, а не люди. 
         Сегодня в России живет около одного миллиона протестантов и есть все предпосылки к росту этой цифры. Мы готовы служить своей стране, особенно в социально-духовной сфере. Наш девиз: «Мы рождены, чтобы служить!» 
         Мы занимаем активную социальную позицию и хотели бы, чтобы общество ее знало. В данное время полностью закончена работа над основами социальной концепции РОСХВЕ. Документ содержит около 30 пунктов по разным вопросам – Церковь и государство, Церковь и общество, Церковь и культура, Церковь и биомедицинская этика, Церковь и экология и т. д. 
         В своей работе мы использовали как мировой протестантский опыт, так и социальную концепцию РПЦ. За полгода до ее принятия у нас состоялась встреча с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Мы спросили у него буквально следующее: «Мы внимательно изучили вашу социальную концепцию и пришли к выводу, что полностью с ней согласны по всем основным позициям. Создать что-то другое в нынешних условиях невозможно. Разрешите нам взять за основу ключевые моменты вашей концепции». 
         Конечно, мы многое переработали, дополнили, но некоторые позиции взяли целиком, сделав ссылки в нашем документе на документ РПЦ. В первую очередь сходство прослеживается в таких пунктах, как вероучительные позиции, отношение к государству, к морали, биомедицинская этика. И это не случайно – как мы уже показали, евангельское движение органически связано с исконно русскими традициями христианства, во многом сформированными православной церковью. 
         РОСХВЕ поддерживает взятый руководством нашей страны курс на создание устойчивой рыночной экономики. Мы приветствуем усилия государства по поддержке малого и среднего бизнеса и считаем это направление деятельности государства очень перспективным. В этой связи существенное значение имеет усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности. 
         Вместе с тем статьей первой Конституции нашей страны определено, что Российская Федерация – социальное государство. Мы считаем, что роль государства в обеспечении социальных потребностей граждан нашей страны должна усиливаться. На наш взгляд, развитие института социального партнерства, в том числе с участием религиозных объединений, - важный инструмент решения социальных проблем. 
         У нашего Союза есть положительный опыт решения социальных проблем. В качестве примера хотелось бы привести опыт антинаркотической программы «Новая жизнь» (г. Кингесепп) и Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Новая жизнь» (г. Санкт-Петербург). Программа делится на три составные части: профилактика наркомании, реабилитация наркозависимых, адаптация прошедших реабилитацию. Безусловным и неоспоримым является базирование всей программы «Новая жизнь» на межконфессиональной основе. Долгосрочной целью антинаркотической программы «Новая жизнь» является формирование психически и физически здорового подрастающего поколения современной России. 
         Центр реабилитации наркозависимых «Новая жизнь» действует уже в течение семи лет (с мая 1995 года). Центр начался с пяти человек (трех наркоманов и двух работников). В данный момент в Центре живут одновременно более 250 человек, из них 170 наркозависимых проходят двенадцатимесячный курс реабилитации бесплатно. За время работы только данного реабилитационного центра от наркомании освободились более 250 человек, бывшие наркозависимые заключили 34 брака, родилось 23 ребенка. 
         За семь лет самостоятельного развития Центр реабилитации вырос до размеров одного из крупнейших центров реабилитации наркоманов в мире (подобный центр в США, штат Флорида, вмещает также 250 человек).
         Накопленный опыт работы центра «Новая жизнь» позволил представителям нашего Союза за последние годы открыть более 48 центров реабилитации и социальной адаптации алкоголиков и наркозависимых. 
         По нашему глубокому убеждению, для Бога и для нас, верующих в Него, основные ценности на земле представляет человек (его личность, духовная и физическая), семья, называемая в Евангелии «домашняя церковь», и само человеческое общество. 
         Исторический опыт говорит, что евангельская вера учит людей ответственно относиться к своей семье, воспитанию детей и другим гражданским обязанностям. Особенность евангелического мировосприятия в том, что верующие считают место, где они живут, единственным возможным для себя домом и стараются приложить все силы для его благоустройства. Подобное отношение Макс Вебер обобщил в понятии «протестантская этика». Евангельские христиане являются своего рода «естественными патриотами», привязанными и к своей земле, и к своему языку. При выстраивании правильных отношений государства с ними они становятся бесценным ресурсом общественного служения на благо Отечества. 

Hosted by uCoz