Переход к разбиению книги на параграфы
Процесс перехода от привычного разбиения книги к необходимому (разбиение на параграфы) осуществляется весьма через объединение соседних параграфов по смыслу (либо наоборот, обнаружение разрыва мысли). При этом, соседние параграфы, которые сходны по смыслу (близкое содержание) мы будем группировать в общие блоки.
Объединение соседних параграфов по смыслу
Объединение соседних параграфов по смыслу позволяет нам видеть основные идеи, присутствующие в книгах Писания. На деле, это процесс, который может занять достаточное количество времени и усилия. Однако, процесс, невероятно вознаграждающий. Давайте постараемся промоделировать этот процесс (или часть его) на примере послания к Филиппийцам. Как уже было видно, таблица выглядит следующим образом:
Глава 1 |
Глава 2 |
Глава 3 |
Глава 4 |
1-2 Приветствие 3-8 Благодарение за участие в благовествовании 9-11 Молитва за возрастание любви 12-18 Обстоятельства Павла и его радость за проповедь Евангелия, 19-26 Обстоятельства Павла послужат во спасение Филиппийцам 27-30 Призыв Павла к единству несмотря на преследования |
1-4 Единство и смирение вместо любопрения 12-18 Призыв к совершению спасения; свидетельство миру 25-30 Пример Епафродита как верного соработника |
1-3 Предупреждение о Иудаизме 4-6 Павловы заслуги
15-16 Призыв к внимательности
|
1 Увещевание стоять в Господе 2-3 Воззвание к единству
8-9 Увещевание думать и делать истинное 10-13 Радость и способность довольствоваться полученным даром 14-19 Радость и способность довольствоваться ранее посланными дарами 20-23 Прославление и заключительные приветствия |
Первые три параграфа (ст. 1-2, 3-8 и 9-11) можно объединить вместе, поскольку они предоставляют введение в основное содержание, предоставляя вступительный материал в послание. Аналогичным образом, отрывок ст. 12-18 начинает новую мысль (обстоятельства апостола Павла) и имеет больше сходства с отрывком (ст. 19-26). Следовательно, эти два отрывка можно также объединить. После этого, содержание со ст. 27 по вторую главу ст. 18 образуют серию наставлений, значит и эти четыре отрывка можно соединить.
После деления процесс группировки можно буквально представить следующим образом:
Вступление (1:1-11)
1. Приветствие (1:1, 2)
2. Благодарение (1:3-8)
3. Молитва (1:9-11)I. Ситуация Павла в Риме (1:12-26)
1. Обстоятельства Павла послужили продвижению Евангелия (1:12-18)
2. Обстоятельства Павла послужат спасению (1:19-26)II. Первая Серия Наставлений (1:27-2:18)
1. Наставление к единству и смелости (1:27-30)
2. Наставление к единстве и смирению (2:1-11) (в структуре глав этому разбиению соответствует два отрывка).
3. Наставление к совершению спасения (2:12-18)III. Два соработника Павла (примеры смирения) (2:19-30)
1. Тимофей (2:19-24)
2. Епафродит (2:25-30)IV. Предупреждение против Иудаизма и Отступления (3:1-21)
1. Опасность Иудаизма (3:1-16)
2. Опасность отступления (3:17-21)V. Вторая серия наставлений (4:1-9)
1. Наставление стоять твердо (4:1-3)
2. Наставление сохранять благодеятели (4:4-9)
VI. Дар Филиппийцев Павлу (4:10-20)1. Последний Дар (4:10-14)
2. Прежние Дары (4:15-20)Заключительное Приветствие (4:21-23)
Несколько заключений:
1) На данном этопе можно полагать, что цель - достигнута. Нам удалось перейти от деления (следовательно и восприятия) книги от глав к делению на параграфы,
2) Даже не изучая книгу в локальном (более детальном) масштабе, уже можно сказать довольно многое об основной идее возникновения послания к Филиппийцам. Сможете ли вы привести несколько? Так например, одной из центральных идей послания становится призыв к единству, мотивируемый желанием угодить интересам другого. Высшим примером такого является поведение Иисуса (2:6-11), жизнь самого апостола Павла (1:12 и далее и 3:12-14) и его соработников Тимофея и Епафродита (2:19-30),
3) Подобная работа обычно требуется практически в каждом обзорном (ВЗ и НЗ) курсе, как необходимый шаг понимания единства мысли любой книги Писания.
Спасибо за ваше усердие!