Введение
Следующим важным шагом в изучении, шагом справедливым по отношению ко всем литературным жанрам Писания, является распознание так называемых основных литературных приемов авторов. Для простоты лучше всего сразу сказать, о чем здесь пойдет речь. Мы постараемся ради краткости выделить основные ПЯТЬ литературных приемов авторов. Подобно пяти пальцам на руке, мы говорим о ПЯТИ основных приемах, помогающим точнее определить мысль и значение изучаемой части Библейского текста: 1) выделение, 2) повторение, 3) соотношения, 4) сравнения и 5) контрасты.
Безусловно, несмотря на всю неординарность терминологии, многие без явного усилия смогут распознать подобное за то, что, по крайней мере, уже однажды встречалось в таком известном деле и составляет основу всем известного Индуктивного Метода Изучения Библии, в сущности, прекрасного начального курса по изучению Писания.
Вряд ли изучение литературных стилей, используемых практически каждым автором, может претендовать на уникальность. Дело все в том, что в этом природа нашего общения, проявляющее себя часто неосознанно. Каждый из нас, при передачи особенной информации усиливает важность передаваемого воспользовавшись одним или несколькими подобными приемами. Литературные приемы – это то, что помогает нам передавать наши мысли и при этом быть уверенными, что нас правильно поймут.
Вспомните для примера те случаи из жизни, когда вы учились и вам нужны были деньги (советские рублики). Вы должны были написать письмо своим родителям и в этом письме действительно показать слабость своего материального положения. Каким приемом вы будете пользоваться? Другими словами, каким образом вы захотите показать свое отчаянное положение?
Основные литературные приемы автора
Таким же образом и Библейские авторы пользуются определенными литературными приемами для того, чтобы ЯСНО и ОТЧЕТЛИВО передать свои мысли. Наиболее простой вариант классификации литературных приемов Библейских авторов был предложен Хендриксом в книге Жить по Книге (как всегда полная информация по книге прилагается в библиографии). Он разбивает все на следующие категории:
Литературные стили |
определение |
примеры |
Выделения |
события, которые выделены (занимают много места, утверждения цели, выводы) |
Быт 12-50 (история патриархов), Ин 2:1-12(ударение на факт проявления веры учеников после знамения) |
Повторения |
повторение включает в себя повторение терминов, фраз и выражений, типологию (сходство в различных аспектах) |
Ин 3:1-8 (повторение термина рождение как существительных, так и глаголов), Мф 4:1-11 (повторение - типология поведение Иисуса в пустыне (40 дней) и Израиля |
Соотношения |
выяснение взаимоотношений внутри параграфа: 1) от общего к частному, 2) вопросы и ответы и 3) причинно-следственный связи |
Мф 6:1 (дела праведности делятся на три группы: молитва, даяния и пост), Рим 6:1, 7:1, 7,13 (вопросы и ответы), наличие союзов (ибо, итак, посему и т.д) обычно указывает на существование ПРСЛ связи |
Сравнения |
существование двух основных типов сравнений: подобия и метафоры. Подобия отличаются от метафор использованием слова (как или подобно). |
Метафоры: Ин 14:6 (Я есмь путь и истина и жизнь), Сравнения: Мф 13:24, 31, 33 (Царство Небесное подобно). |
Контрасты |
в отличии от сравнений, указывают на различие (противоположность) героев или концепций. |
Ин 1 (свет и тьма, мир и дети Божьи, не видел и явил), Ин 3 (суд и спасение, смерть и жизнь, осуждение и вечная жизнь). |
Закрепление материала (Практические задания)
В приведенных ниже ссылках постарайтесь найти основные литературные стили автора:
1) выделения (Ин 2:1-12, 3:16-21, 4:46-54, Деян 2:36-47, 6:1-7, 9:23-31),
2) повторения (Мф 5:1-11),
3) соотношения (Мф 7:1-2,7-8, 28-29. 8:8-9, Ин 3:15-17,33-34 и 1Ин 1-2, 2:15-16. Рим 3:1-10),
4) сравнения (Мф 5:13-14). Какие это сравнения: подобия или метафоры? Посмотрите также и в Евангелие от Иоанна 6:48-51, Псалом 41:1,
5) контрасты (Ин 3:16-21, Рим 5:12-21).
Примеры изучения
Пример №1: Проведение наблюдений на примере Марка 1:14-20
Общая структура повествования (естественное разделение) |
Особые Пять наблюдений/ № стихов |
Тип |
Начало: ст 14-15 служение Иисуса в Галилее – проповедь Евангелия о пришествии Царства Божьего и необходимости покаяния
Основная часть (завершение): ст 16-20.
А) призвание Андрея и Симона ст 16-18
Б) призвание Иакова и Иоанна ст 19-20 |
Объяснение: Ибо (ст 16), того что Андрей и Петр были рыболовами, |
Выделения |
Повторение фраз:
- “Царствие Божие, Евангелие” ст 14-15,
- “он увидел, . . . брата его” ст 16 и 19,
- “сказал или . . . призвал” ст 17 и 20,
- “ и они оставивши . . . последовали за Ним” ст 17 и 20,
- “сети, тотчас” |
Повторения |
Причина и следствие: Иисус видит, призывает и его ученики, оставляя все, следуют за ним. |
Соотношения |
|
Сравнения |
Что-либо приособо-особенное от автора |
Ст 16 Проходя . . увидел . .
Брата его, . . сети |
Ст 19 прошед . . . увидел . . брата. . . сети |
Ст 17 сказал: идите за мною |
Ст 20 и тотчас призвал их |
Контраст: Ловцы рыбы (сети для рыбы) и ловцы человеков |
Контрасты |
Ст 18 И тотчас, оставивши сети, последовали за Ним |
Ст 20 и они оставивши отца своего, последовали за ним |
Пример №2: Мк 1:40-45 Излечение прокаженного
Общая структура повествования (естественное разделение) |
Особые Пять наблюдений/ № стихов |
Тип |
Начало: ст 40 (а)
- появление прокаженного
Основная часть: ст 40 (б)-45 (а)
- просьба ст 40 б,
- излечение ст 41-42,
- повеление Иисуса ст 43-44,,
- поведение прокаженного ст 45 а,
Завершение: 45 (б)
- Иисус не смог явно войти в город и оставался во вне. |
Объяснение: ст 45 (так что) Иисус не мог уже явно войти в город, - объясняет то, к чему привело провозглашение прокаженного
|
Выделения |
|
Повторения |
Причина и следствие:
1) Иисус возжелал излечения и прокаженный исцелился
2) Прокаженный рассказал, Иисус не мог войти |
Соотношения |
|
Сравнения |
Особенности отрывка (Если есть) |
Относительно героев:
- прокаженный: отчаянность положения, ст 40,
- Иисус: милосердие ст 41,
строгость при повелении ст 43. |
Относительно событий:
- то, насколько быстро сошла проказа ст 41.
|
Контраст:
между повелением Иисуса
и
поведением прокаженного
|
Контрасты |
|
Заключения: 1)полезно знать, что не каждый литературный прием может быть обнаружен в
тексте,
2)одни наблюдения более важные чем другие, и требуется время для осознания того, что
по настоящему есть важная деталь в тексте,
3)наконец, помните, что конечная цель проведения работы - это определение основной идеи
изучаемого параграфа. |
|